В Узбекистан на машине. Трэш длиною 7000 километров.

Время путешествия: май 2014 г.

Все началось зимой, с идеи поехать на машине в Казахстан на Аральское море. Но время шло и аппетиты росли. В итоге решили ехать в Узбекистан. Перед поездкой мы знали об этой стране лишь то, что у всех на слуху. План был такой: за три дня доехать до Ташкента, а оттуда поехать в Самарканд и Бухару. Итак, обо все по порядку.

ПОДГОТОВКА. Как таковой подготовки не было. Только прочитали несколько статей про то, как люди путешествовали по Узбекистану на авто. Решили ехать через Астану и Балхаш. Это самый длинный путь до Ташкента (2800 км). Выбрали его потому, что качество дорог нормальное и по пути много городов, где можно останавливаться на ночь. Гостиницы заранее не бронировали, решили искать все по месту.


Планируя поездку через Казахстан и Узбекистан, нужно учитывать то, что в Казахстан можно попасть по российскому паспорту, а чтобы пересечь границу с Узбекистаном нужен заграничный.
Накануне поездки загрузили в багажник палатку с надувным матрасом и 1 мая отправились в путь. К слову сказать, всю дорогу за рулем была жена. Рулила в итоге 7000 километров, за что ей почет и уважение. Вот такая она у меня крутая!

ДОРОГА ТУДА. В первый день планировали доехать до Астаны, но выехали поздно, поэтому доехали только до Петропавловска (660 км). Российско-Казахскую границу прошли быстро, процесс налажен, как надо. Пограничники вежливые и оперативные. Наша граница - полная противоположность границы Казахстана с Узбекистаном, но об этом испытании позже. Утром поменяли рубли на тенге (курс: 1 рубль = 5 тенге) и двинулись дальше.

Во второй день проехали 1090 км до Балхаша. В навигатор нужно забивать название города через букву "К" (БалКаш), иначе не ищет. Дорога хорошая. А после Астаны начинается автобан, километров 250, по-моему. Дорожное покрытие идеальное, в России я таких дорог не видел. Трасса платная, но цена смешная - 50 рублей на наши. Приехали в Балхаш часов в 11 вечера, гостиницу нашли через таксистов, номер стоил 1500 рублей. Утром снова в дорогу. По пути проносились непривычные для нас пейзажи.


Бирюзовая полоска на горизонте - это озеро Балхаш.


В какой-то момент навигатор указал нам свернуть на грунтовку, которая протянулась на 70 км. Карты скачивал перед поездкой (Навител). Карты старые, новых дорог на них нет, хапнули в итоге с ними горюшка.


На третий день планировали доехать до Шымкента (900 км). Но из-за того, что свято верили в силу навигатора, пришлось поплутать и к ночи добрались только до Тараза. Кстати, подъезжая ближе к границе Казахстана и Киргизии, снова начинается сказочная дорога, опять автобан, но уже бесплатный. На горизонте появились величественные горы Тянь-Шань.



Позже мы сообразили, что обстоятельства сыграли нам на руку. Тараз - приличный город, в котором есть, где остановиться на ночь. А вот Шымкент, до которого собирались доехать изначально в этот день, оказался дырой.
На четвертый день планировали перейти узбекскую границу и уже к обеду быть в Ташкенте. Не тут-то было. Сначала, по традиции, уехали не туда. Потом приехали в Шымкент, нашли пограничный пункт. Оказалось, что здесь находится только пешеходная граница, чтобы проехать в Узбекистан на машине, надо ехать в Ялламу, а это еще 190 км.

МЕНТЫ. По пути из Тараза в Шымкент начался беспредел казахских гаишников. Вообще, Шымкентская и Кызылординская области Казахстана - самые неблагополучные в этом плане регионы. Суть в том, что, как только гаишник видит тачку с российскими номерами, то сразу ее тормозит. И не важно, есть ли на то основание. По их законам они имеют полное право останавливать для проверки документов. Как только ты передал права в руки оборотня, он находит причину не отдавать их тебе. Опять же по их законам они могут изъять права за любое нарушение (повторюсь, абсолютно за любое!). Вот один из примеров: сначала оборотень в погонах говорит нам, что у нас не был включен ближний свет, только вот в нашей машине он включается автоматически, как только завел двигатель. Потом последовала проверка аптечки. Дальше он начал раздувать за то, что у нас нет регистрации в их стране, хотя без регистрации в Казахстане можно находиться до пяти дней. Когда поводы для отжима денег кончились, он вспомнил про огнетушитель, которого у нас, как раз таки, и не было. Дальше начал раздувать про то, что изымет права и предложил оплатить штраф на месте. Это у них называется "Дайте от души" (цитата). "От души" в данном случае было 2000 рублей. Потом было еще много подобных попыток со стороны местной полиции.
Способ борьбы с этим был найден. Пришлось изучить казахские ПДД от корки до корки, почитали, что советуют люди и последовали этим советам. Как только нас тормозили, перед тем как передать инспектору права, мы говорили ему, что будем снимать его на камеру и включали запись. Потом просили его представиться, предъявить удостоверение, объяснить причину остановки.... как правило после этого оборотни даже забывали о том, что хотели проверить у нас документы и говорили "можете ехать". Один раз останавливаемся в городе Туркестан (это уже на обратном пути) и к нам тут же подбегают двое в форме. Говорят, что здесь знак "остановка запрещена" и, что лишат прав. Идем смотреть, что там за знак... А знак на самом деле "стоянка запрещена"))) В общем поорали на них (потому что на тот момент уже все нервы они нам вымотали), поснимали на камеру и поехали дальше. К чему это все я? Будьте осторожны, путешествуя по югу Казахстана!

ГРАНИЦА. В шесть вечера четвертого дня пути прибыли на КПП в Ялламу и началось новое приключение со знаком минус. Яллама - это единственный круглосуточный пограничный пункт между Казахстаном и Узбекистаном. Приехав на другое КПП есть риск остаться ночевать перед воротами, поэтому лучше ехать сюда. Подъезжая, поразились пробке из фур по обеим обочинам дороги, которая растянулась на 2 км. Это очередь, чтобы проехать через границу. Благо легковушек эта очередь не касается. Подъехав к воротам узнаем, что граница закрыта из-за того, что узбекская сторона не принимает. Подхожу к казахскому пограничнику и спрашиваю есть ли варианты проехать. А он мне говорит, что есть, но для этого нужно "Дать от души")))))))))) Короче, менты и пограничники у них одной крови. "От души" на этот раз составило 1000 рублей.
Открылись ворота и солдат пропустил только нашу машину, остальные остались ждать "у моря погоды". Позже мы выяснили, что машины держат на границе специально, чтобы обезумевшие от ожидания люди легко соглашались дать взятку за проезд. Прошли казахов быстро, въехали в нейтральную зону, а тут затор... очередь в три ряда перед узбекскими воротами.
Заглушили мотор и пошли общаться с людьми, которые оказались здесь до нас. Фуры стояли к тому моменту на границе по 2-3 дня. А легковушки с 10 утра (часы показывали 8 вечера). Все в очереди обсуждали беспредел пограничников и ментов... Сами же пограничники разговаривают с людьми, как со скотами и когда им удобно резко забывают русский язык и начинают что-то объяснять тебе на узбекском. Когда очередь дошла до нас, подошел солдат и попросил тех.паспорт на машину, ничего не объясняя унес его с собой. Открыли ворота... мы заехали на узбекский КПП. Я, как пассажир, пошел в одну очередь, а жена, потому что водитель, пошла в другую.
Для прохождения узбекской границы нужно заполнить таможенную декларацию, где надо указать все деньги, ювелирные изделия, другие ценности и даже электронную аппаратуру, которую везешь с собой (телефон, камеру, даже флэшки). Декларацию потом возишь с собой и предъявляешь ее пограничникам на обратном пути. Количество денег нужно указывать правдиво, иначе, если будут несовпадения между фактом и декларацией, разницу могут изъять. Вывозить больше денег, чем ввез, нельзя! Поэтому, если вдруг, будете снимать деньги в Узбекистане в банкомате, обязательно потратьте их. А иначе, если найдут, заберут на границе.
Я прошел границу быстро и без особых проблем, а вот жене досталось. Знаете зачем пограничник забрал тех.паспорт? Для того, чтобы потребовать за его возврат "денег от души". Но Лида крепкий орешек.... бабок не дала и отвоевала свое. В итоге границу прошли к часу ночи. С тех пор, как мы подъехали к КПП прошло 7 часов. На обратном пути проходили границу 8 часов (для сравнения: российско - казахская граница заняла 1 час туда и столько же обратно, плюс ко всему ни намека на хамство и вымогательство). До Ташкента оставалось ехать 70 км.

ТАШКЕНТ. В Ташкент приехали в начале третьего ночи, начали искать гостиницу. Оказалось, что цены в гостиницах для узбеков, казахов и русских разные. Естественно, для русских дороже. Заехали в два отеля, где нам сказали, что остались только люксы, которые стоят 100 долларов за ночь. Думаю, это тоже была, своего рода, разводка. Для Узбекистана 100 баксов за номер - явно дороговато, поэтому решили попытать счастья, обратившись к прохожим. Нам подсказали куда ехать, в итоге сняли номер за 1500 рублей. Далее план был такой: выспаться, остаток дня погулять, следующий день снова в Ташкенте, а потом в Самарканд.

ДЕНЬГИ. За гостиницу нечем было платить. Доллары и рубли брать отказались. Администратор посоветовал нам обратиться в салон красоты (в этом же здании) и найти Надежду, мол она обменяет вам валюту. Официальный курс узбекских банков составляет 2200 сум за 1 доллар. Надежда нам поменяла по курсу 2800 за 1 доллар. А вообще неофициальный спикулятивный курс 3000 сум за 1 доллар. Вот такая хитрая арифметика в Узбекистане. Впоследствии меняли деньги через таксистов по курсу 3000 сум за 1 доллар или 80 сум за 1 рубль. С долларами ехать в Узбекистан выгоднее, чем с рублями, меньше теряешь на разнице курсов. Когда меняешь сотку долларов, тебе дают пачку из 300 тысячных купюр сумов. Приходилось таскать эти богатства в рюкзаке.

Стопка денег - всего лишь оплата счета в ресторане.

ТАШКЕНТ - продолжение. Выспавшись, сели в такси и попросили отвезти нас к местным достопримечательностям. Мы оказались в старом городе. К обеду жара достигла 40 градусов. И это в начале мая! Летом столбик термометра может подниматься до 50. Местные говорят, что лучшее время для посещения Узбекистана - это август-сентябрь. К этому времени жара спадает и поспевают все фрукты.




Особо стоит отметить то, что Узбекистан богат на мастеров. Люди здесь делают своими руками самые разные потрясающие вещи. Причем мастерство передается из поколения в поколение. Этот мастер по резьбе - резчик в третьем поколении. На одну такую тарелку уходит 10 дней кропотливого труда.


Вообще, Ташкент произвел самые позитивные впечатления. Чистый, ухоженный город с прекрасными людьми.

УЗБЕКИ. Люди здесь хорошие. Даже не ожидал, что на столько. По русски говорят практически все. Практически все приветливы и доброжелательны. От Ташкента до Бухары мы проехали 600 км и на протяжении всего пути по обе стороны дороги тянутся сельхоз угодья. Много новой стройки. Строятся целыми поселками, дома добротные, из кирпича. Поля обрабатывают с кукурузников. Короче кое-чему у них стоит поучиться в развитии сельского хозяйства.


Строят много дорог. Дороги широкие, по две полосы в каждую сторону.
Уровень преступности в стране очень низкий. Сами узбеки аж гордятся тем, что у них машину можно оставить где угодно и ее не угонят. Находиться на улицах безопасно в любое время суток.
Удивил уровень их жизни. Особого богатства не встретишь, но и бедности нет. Если даже с виду дома неказистые, то когда заглядываешь во двор (двери часто открыты) - все прилично и аккуратно. Машин в городах очень много, не меньше, чем у нас. Но беда с бензином. Заправиться без проблем можно только в Ташкенте. За его пределами найти топливо (в том числе и дизель) проблематично. О 95ом бензине вообще не приходится мечтать, в лучшем случае можно найти 91й. Цены на бензин чуть выше наших. Большинство местных машин ездят на газу.

САМАРКАНД. Рано утром выехали из Ташкента в Самарканд. Расстояние 300 км, думали к обеду доедем. В итоге опять заплутали. Навигатор увел совсем в глушь. Едем по грунтовке, домов не встречали около часа. Смотрю на обочине стоит узбек с ребенком и что-то нам кричит. Думаю мало ли не туда заехали, надо бы остановиться и уточнить. Узбек знал по-русски только два слова: "братан" и "не понимаю"))) В итоге все-таки выяснили, что едем в правильном направлении и что узбек хочет, чтобы его подвезли. Посадили. Чувак оказался не из скромных и начал разговаривать с нами на узбекском, иногда вставляя в речь знакомые русские слова. Методом проб и ошибок выяснили, что его брат выращивает арбузы, а его сын (лет пяти) немного говорит по-английски))) Насмеялись мы с этим мужиком вдоволь. Довезли его до места назначения, попрощались и поехали дальше. По дороге видели аистов.



По пути было много полицейских постов. Нас тормозили почти на каждом. Удавалось проскочить мимо только, если гаишник нас не видел, занимаясь другими делами. За 300 км нас тормознули 6 раз, два раза вымогали деньги. Не дали ни копейки. Часа в два приехали в Самарканд.
Мы думали, что увидим древний город с традиционным укладом жизни, но на деле оказалось по-другому. Перед нами предстал современный город с множеством памятников древности, с хорошими дорогами и со всеми прибамбасами присущими нынешней цивилизации. Здесь достаточно много туристов из Европы и закос под эту часть света чувствуется во многом.
Немного фоток.




ЕЗДА ПО-УЗБЕКСКИ. Особо стоит отметить стиль вождения автомобиля в Узбекистане. Если в двух словах, то ездят как хотят (и где хотят). Сплошные линии на дорогах нарисованы, видимо, только для приезжих. Узбеков они никак не ограничивают. Здесь запросто можно увидеть, как кто-то едет тебе в лоб по встречке. Знак "кирпич" для них тоже не более, чем картинка. В общем у цивилизованного водителя здесь наступает шок. Теперь я не удивляюсь тому как чудят на дороге водители маршруток. У нас они еще держат себя в руках)))

БУХАРА. Пробыв два дня в Самарканде отправились в Бухару. Кстати, гостиницы в этих городах бронировали уже через букинг, будучи в Ташкенте. Суть в том, что те же самые гостиницы при оплате на месте (без предварительного бронировании) будут стоить на порядок дороже.
Еще нюанс: букинг выдает стоимость номера в долларах и сумах, обратите на это внимание и обязательно сохраните подтверждение бронирования. Дело в том, что в гостиницах будут пытаться взять с вас стоимость проживания в долларах. Вот пример: две ночи стоят 100 долларов, по неофициальному курсу (при обмене денег через рыночных менял) это 300000 сум. А вот букинг пересчитывает стоимость по официальному курсу (по 2200 сум за доллар), таким образом, букинг дает стоимость в сумах 220000. Чувствуете разницу! Администраторы гостиниц сначала никак не хотели брать сумы, но когда мы показывали подтверждение о бронировании, где была указана сумма в местной валюте, соглашались с нашей логикой.
Едем дальше. От Самарканда до Бухары 280 км. Нас опять останавливали практически на каждом посту, итого 5 раз, правда денег никто не вымогал.
Бухара понравилась больше всего. Здесь оказалось больше всего древностей. В некоторых местах цивилизация почти не изменила облик улиц с их неповторимой архитектурой.




ДОРОГА ДОМОЙ. На обратном пути решили укоротить расстояние и поехать по центру Казахстана, через Кызылорду и Костанай, от Бухары получалось чуть больше 3000 км.
Выехали утром и к вечеру доехали до границы. Не смотря на то, что мы оказались первыми в очереди легковушек, простояли два часа перед воротами. Пока стояли жена пошла взять декларации, чтобы заполнить из заранее (также было, когда въезжали в Узбекистан). При этом спросила разрешения пройти у пограничника. Только вот обратно он ее не выпустил, объясняя то, что мол теперь она должна пройти границу до конца, а потом обратно. И когда будут печати в паспорте о том, что она выехала из Узбекистана и снова въехала, он ее пустит. Бреееед! При этом чувак забыл русский язык)))) В общем очередная разводка на бабло. Но все обошлось.
Дальше были еще шесть часов испытаний пограничниками...
Выехали с границы где-то в два ночи. Решили доехать до ближайшего поселения и там заночевать. Не тут-то было. Дорогу перегородили фуры и проехать было невозможно. Благо позже нашелся местный казах, который показал нам объездной путь. С горем пополам выбрались. Доехали до ближайшей деревни и переночевали в машине.
По дороге снова видели аистов, маковые поля и верблюдов.





Заехали в казахский город Туркестан. Красиво.





Кстати, на обратном пути от Бухары до Ташкента нас остановили всего два раза (вместо 11ти, когда ехали туда). С чем это связано непонятно. А вот беспредел казахских гаишников продолжился, но теперь мы знали, как поступать с этими гадами...
На второй день дороги домой планировали доехать до Кызылорды и там переночевать. Но город оказался уж очень убогим, из-за чего решили ночевать в палатке в пустыне. Днем здесь под 40 градусов, а вот ночью было очень холодно.


На третий день навигатор два раза нас уводил на грунтовую дорогу. В итоге 500 км ехали по бездорожью. Хотя, как оказалось, есть новая асфальтовая дорога. Доехали до города Аркалык и ночевали там. Это город-призрак. Десятки, а может, и сотни домов заброшены.
Дальше было без приключений, только суслики провожали нас взглядами...


А теперь я дома. Вернусь ли я в Узбекистан? А зачем? Посмотреть горы?... Съезжу-ка я в Австрию и посмотрю на Альпы)))