Малайзия - второе пришествие. Часть первая.

Время путешествия: май 2017г.

7 мая 2017г.

Проснулся пораньше и началось: уборка квартиры, сбор рюкзаков, прощание с любимыми кошками... Мы летим в Малайзию.

Вообще-то, это путешествие должно было начаться еще два месяца назад. Тогда, в марте, мы уже открыли momondo.ru, нашли авиабилеты, начали оформлять заказ и тут Лида говорит: "А ведь у нас паспорта до июля". В воздухе повисла молчаливая пауза. Я соображаю, что для поездки в Малайзию паспорта должны действовать минимум полгода с момента въезда в страну, то есть до сентября. Соответственно, с имеющимися паспортами нас бы никуда не пустили. Благо, Лида сообразила, а так бы купили билеты и остались без отпуска.

Нам ничего не оставалось, кроме как оформить на госуслугах новые паспорта и ждать их готовности, а потом еще пришлось ждать более менее разумных цен на билеты. И вместо того, чтобы переждать весеннюю слякоть в жарких странах, мы по полной месили ее в Екатеринбурге.  А как только на Урал пришло долгожданное лето, мы уехали)))

К моменту вылета план путешествия был такой:

- едем на три недели

- в Куала Лумпур отдыхаем пару дней, арендуем тачку и едем на нагорье Кэмерон

- на нагорье Кэмерон фотаем чайные плантации и ходим гулять в мосси форест (джунгли)

- дальше летим в Кота Кинабалу и поднимаемся на самую высокую гору Малайзии (4095 м)

- после восхождения на гору едем на пляж (еще не знаем на какой именно)

- с пляжа в национальный парк Бако

- в Бако по плану походы в джунгли и фотоохота на обезьян носачей



- а дальше, как карта ляжет.

Плана по дням нет. Перелеты внутри Малайзии и гостиницы заранее не бронировали. Единственное, с чем есть полная определенность, так это с датами восхождения на Кинабалу, потому что заранее пришлось бронировать ночевку в альпинистском лагере (Laban Rata Lodge) на самой горе.

А вот теперь полетели!


8 мая 2017г.

Заселились в гостиницу в Куала Лумпур (столица Малайзии) уже около 12 ночи. Кстати, бронь оформляли в пути, во время стыковки рейсов  в Дохе. Сутки перелетов вперемешку с нудными ожиданиями в аэропортах дают о себе знать - оба валимся с ног. Наконец-то, можно нормально поспать, но сначала до ближайшего работающего ресторанчика - ужинать. 

Следующие два дня мы провели в Куала Лумпур. В основном тусили в районе башен Петронас.



Съездили в парк птиц (о парке я писал ранее здесь). Тут ничего не меняется, так же интересно и классно. Только вот цапли в этот раз не садятся на голову))) А в 16:00 мы попали на птичье представление. Дрессированные попугаи демонстрировали свою сообразительность и сноровку. Если вы окажетесь здесь с детьми, то обязательно посмотрите это шоу.



Толком нигде не были, но каждый вечер ноги просто отваливались от ходьбы.

Блин, совсем забыл - мы же еще съездили в пещеры Бату - это древний индуистский храм, расположенный в огромных пещерах. Комплекс находится за городом, ехать нужно на поезде KTM Komuter до конечной станции, на дорогу от центра уходит минут 40. Нам немного не подфартило, везде идут реставрационные работы, которые портят весь вид. Но в целом, место интересное, раньше мы с Лидой ничего подобного не видели, поэтому с удовольствием побродили тут несколько часов.





11 мая 2017г.

Забронировав со вчера авто, с самого утра пошли искать прокатную контору (wismaparadise). Тачка нам досталась бомбическая - китайская прикитайская, марка Proton. Как потом выяснилось это не китайский, а местный производитель, у которого есть и достойные модели. Я больше скажу, нашему автовазу стоило бы поучиться у малайзийцев поднимать автомобильную промышленность с колен. У них это уже получилось. Аренда этого авто обошлась в 630 ринггит (курс на момент путешествия 1 ринггит = 15 рублей) за 5 дней. Машина нам нужна, чтобы поехать на нагорье Кэмерон (Cameron Highland), там расположены чайные плантации и какой-то мосси форест (Mossy Forest). Ну, посмотрим, что это за зверь, пока смутно представляю.

Выехали из Куала Лумпур в 11 утра. Ехать 200 км, 4 часа. Так долго получилось из-за того, что половина пути - это горный серпантин, где сильно не разгонишься. К слову сказать, качество дорог отличное. Дороги в основном платные. Но учитывая невысокую стоимость проезда и то, что бензин тут дешевле нашего, передвижения на машине в Малайзии обходятся не дороже поездок по бесплатным дорогам в России.

Ездить по Малайзии на авто комфортно, особенно по трассам, ведь в каждую сторону проложено две полосы асфальта. Культура вождения здесь на высоком уровне, никакого хаоса и диких азиатских водил. Единственное, что немного нас сбивало с толку - это замысловатые дорожные развязки на выезде и въезде в Куала Лумпур. На них очень легко свернуть не на ту развилку, но сделав пару кругов, начинаешь вкуривать, как определить правильное направление заранее.

В качестве места дислокации выбрали город Бричанг, его расположение на карте показалось нам наиболее удачным по отношению ко всем стоящим локациям нагорья.

Заселились в отель Country Lodge Resort (125 ринггит/ночь) и пошли обедать. Из общепита только китайские заведения. Вообще, создается ощущение, что кроме китайцев, в этом городке никого нет. Дальше на разведку, на чайные плантации.



В округе есть несколько чайных плантаций с фабриками и посетить стоит каждую. С одной стороны, все плантации одинаковы, но с другой - каждая уникальна по-своему (и по пейзажу, и по организации досуга туристов). Вход везде свободный или за символическую плату, никаких заборов, злых собак и прочей атрибутики частной собственности. 



При каждой фабрике есть кафе, где можно перекусить и магазин, где можно купить производимый здесь чай. Цены на чай адекватные, если планируете везти чай в Россию (для себя или в подарок), то покупать нужно здесь, так как в магазинах в городах, кроме Липтона трудно что-то найти. 

Итак, разведка прошла удачно и к вечеру мы вернулись в Бричанг. Пошли ужинать. Заказали том ям с какой-то хитрой припиской в названии. Дальше сидим ждём свой суп... Сначала нам к столу поднесли охрененно большой газовый баллон. Затем подключили к нему плитку.



Чуть позже поставили на плитку кастрюлю с бульоном и вынесли блюдо со свежими, сырыми продуктами (курица, креветки, тофу, много разной травы и еще что-то неизвестное). Нуу, думаем, ща сварят нам свеженький супчик. Но не тут-то было... минут через 20 до нас доперло, что варить надо самостоятельно)))



12 мая 2017г.

Встали до рассвета и сразу поехали в мосси форест (Mossy Forest). К этому моменту мы узнали, что это особенный мховый лес, являющийся одной из главных достопримечательностей нагорья Кэмерон. "Мховый", потому что деревья в джунглях покрыты плотным слоем мха. Это происходит за счет особого микроклимата в этой местности. 



Доступ в лес свободный. Есть тропа, так что не заблудишься. Я больше скажу, растительность здесь настолько густая, что сойти с тропы не представляется возможным, так как пробираться в чаще просто нереально. Вначале тропа - это деревянный помост, чему мы обрадовались. Ну, думаем, зря взяли с собой трекинговые палки. Но метров через 500 началось конкретное бездорожье. Идти пришлось по корням деревьев и грязи, то вверх, то вниз. Все усугублялось непрекращающимся с утра дождем. Хотя, тут и без дождя настолько сыро, даже мокро, что выйти отсюда сухим не получится. 



Скорость движения не превысила 500 метров в час. Да! Это не опечатка - 500 метров в час. И это по расчищенной от зарослей тропе! Как я уже говорил, не заблудишься, так как свернуть в бурелом с тропы невозможно. В общем, поползали по лужам, измазались в грязи по самую макушку и на выход. В итоге, дольше отмывались и стирались, чем ходили по лесу.

А после обеда снова на чайные плантации.



13 мая 2017г.

Подъем в 5:20. На рассвет поехал на плантации, что по дороге в мосси форест (Mossy Forest).  Небо сегодня не особо радовало красками, поэтому пришлось довольствоваться дежурными кадрами. 



Смотрю чуть дальше по дороге двое молодых ребят тоже пытаются поймать хороший свет. Не знаю как, но сразу определил в них русских. Черт побери, нас в любой стране видно издалека и, думаю, дело не в поведении или манере одеваться... Мне кажется, у нас особенное "мученичесткое" выражение лица, которое трудно не заметить в толпе людей, обладающих совершенно другой ментальностью.

Подошел поздороваться. Действительно, ребята оказались из Питера, путешествуют по Азии уже месяц. Это их я видел когда ехал сюда. Они стопили на дороге, а я не стал останавливаться, так как не владею английским и не хотел втухать, объясняясь с иностранцами на пальцах. В темноте не очень-то было заметно, что это русские))) Кстати, они рассказали, что планировали арендовать здесь байк, но стоимость была 2000 на рубли (за сутки), дороже, чем тачка. Я подвез своих новых знакомых до их городка и отправился к себе - досыпать это утро.

Чуть позже выселились из гостиницы и поехали к самому началу нагорья, к городку возле озера (не помню название), чтобы посмотреть отель в джунглях, который мы нашли на Букинге.

Отель оказался ни о чем и мы отправились на чайную фабрику поблизости. Здесь мы увидели, как собирают чай по-малайзийски. Если в Индии и Шри-Ланке чай собирают руками, срывая с кустов только верхние молодые листочки, то тут кусты как бы "косят". Кусты стригут специальными секаторами, к которым приклеплен пластиковый контейнер, куда попадают чайные листья. Состригается весь верх кустов, именно поэтому они такие плоские. Исходя из такого способа сбора чая, не стоит удивляться, если у вас в чашке будут плавать не только листья, но и ветки)))



Потом прокатились вверх по дороге до самого конца нагорья до последних плантаций в поисках подходящего отеля. В конце концов, вернулись в Бричанг и заселились в отель на окраине - недорого и номера лучше, чем в предыдущей гостинице. 


14 мая 2017г.

Опять подъем в 5:20. Снова на рассвет на плантации. Потом в мосси форест (Mossy Forest), еще накануне Лида заявила: "Мне надоели твои чайные плантации, хочу в лес!"

Утро задалось, сегодня потрясающий рассвет.



В какой-то момент Лида говорит: "Этих ребят ты вчера встретил?". Я оглядываюсь, вижу вчерашних знакомых и чуток, как бы это сказать помягче, в ахуе (удивлен))) Эти ребята фотают в пяти метрах от меня и не подают вида, что мы знакомы. В общем, я не понял, что это было, это пиздец какой-то. 



Разделавшись с рассветом, направились в джунгли. Изначально запланировали пройти 2,5 км до вершины самой высокой горы (2100 м) в этих краях. По ходу дела пришлось скорректировать свои планы, прошагав три часа, мы прошли лишь 1,3 км. Ползли, как черепахи, не только из-за грязи и витиеватых корней, но и из-за очень крутых подъемов и спусков. Иногда приходилось ползти по корням деревьев практически вертикально вверх (и вниз) метров по 40 - 50. Такого трекинга мы не могли и предположить.



Все те люди, чьи отчеты об этом месте мы читали до поездки, видимо, ограничивались только деревянным помостом в начале тропы и не углублялись в чащу леса. Поэтому изначально данный поход представлялся нам, как легкая прогулка.

В какой-то момент мы оказались на вершине небольшой горы вместе с группой местных студентов и устроили привал. Дальше решили возвращаться в город, но когда мы выдвинулись, проводник тех студентов сказал, что мы стартанули не с той тропы и указал нам верный путь. Через час до нас дошло, что он отправил нас к той, самой высокой, горе, на которую мы изначально планировали подняться. Но сейчас разворачиваться было бы глупо и мы, скрипя зубами (костями... чем там еще можно скрипеть?) поползли вперед и вверх.





Дошли. Последний подъем оказался мегастрашным из-за своей крутизны. А теперь столько же назад. По итогу, 5 км в джунглях, в гористой местности мы шли 10 часов. Это жесть. Без комментариев.  

Грязные, как поросята. Все силы оставили на корнях деревьев, за которые цеплялись, пробираясь сквозь лес. Вернувшись в Бричанг, нашли прачечную, так как отстирать одежду и обувь своими силами было нереально. А когда пошли ужинать, случайно увидели массажный салон, где и зависли на полтора часа))) 

Через два дня нас ждет восхождение на самую высокую гору Малайзии - Кинабалу (4095 м). Теперь нет никаких сомнений - до вершины дойдем!


15 мая 2017г.

И снова будильник звенит в 5:20.  И снова природа подарила мне потрясающий рассвет.





После возвращения в гостиницу позавтракали, забрали вещи из прачечной (кстати, постирали хорошо, полностью высушили даже обувь и все это совсем недорого) и поехали в Куала Лумпур. Проехав километров 40 от Бричанга, увидели у дороги классный водопад.



Ума не приложу, как мы проехали мимо него по дороге сюда. 

Машину сдали в аэропорту и сразу пошли регистрироваться на рейс в Кота Кинабалу.  Рейс AirAsia бронировали два дня назад, на двоих обошлось что-то около 3000 рублей. Гостиницу в Кота Кинабалу забронировали через Букинг пока тусовались в аэропорту в ожидании вылета. На Борнео прилетели уже в 11 вечера. Взяли такси в аэропорту (53 ринггита), доехали до отеля и спать.


16 мая 2017г.

Встали рано. Пошли завтракать в кафе по соседству с нашим отелем, и как же мы обрадовались, когда в меню увидели лаксу. Это бомбическое блюдо - суп с тончайшей рисовой лапшой, тофу, креветками и еще с какими-то штуками. По мне, это самое вкусное блюдо в азиатской кухне из тех, что я когда-либо пробовал (том ям, прости). Утрозаладилось с самого начала.

Глянули на карту, оказалось, что до моря 200 метров, естественно, мы пошли посмотреть. Ура, на девятый день путешествия по Малайзии мы впервые увидели море (привет всем любителям Лангкави и "все включено")))

Сегодня еще одна штука свершилась впервые - мы начали пользоваться UBER (сервис такси). Через приложение заказали такси до национального парка Кинабалу. Ехать около 90 км, все время по горному серпантину, а еще дождь полил, как из ведра. По приезду водила потребовал с нас 200 ринггит, хотя UBER назначил цену поездки 70. Трудно спорить, не зная английского, по итогу отдали 120 ринггит. При этом, написали (с помощью гугл переводчика) гневное письмо в UBER, который, к его чести, в конце концов, возместил нам разницу в 50 ринггит. Все последующие разы для заказа такси пользовались этим сервисом, по деньгам выходили копейки.

С помощью MAPS.ME нашли отель в 900 метрах от входа в нац. парк (ночь 120 ринггит). Ах да, совсем забыл... Деньги, которые мы разменяли в первый день отпуска почти закончились, а тут выяснилось, что допом нужно будет заплатить по 200 ринггит за пермит (разрешение подняться на гору) и 230 за гида (обязательная опция). Как-то мы упустили этот момент, когда вели переписку с нац. парком из дома. Будучи в России мы уже заплатили за восхождение 1956 ринггит. Теперь понятно, что это лишь плата за ночевку в Laban Rata (лодж для восходителей) на горе. Кстати, без брони лоджа никто на гору вас не пустит, эта опция тоже обязательна, в палатке заночевать во время восхождения не получится. В итоге, восхождение  на Кинабалу со всеми своими обязательными "бонусами" обошлось нам в 2586 ринггит.

Ну да ладно. Главная проблема сейчас - это то, что у нас остались только доллары, которые надо менять. А ближайший обменник в 6 км от нас в городке Кундосанг. Чтобы доехать до этого городка, пришлось стопить. 

Обменник не нашли. Хорошо, что с Лидиной карты можно 5 раз в месяц снимать деньги без комиссии в любом банкомате, так и сделали. Обратно доехали на маршрутке. 

А между тем, дождь даже и не думал прекращаться. Не смотря на это, мы увидели волшебный по красоте закат. Жаль только передний план оказался совсем нефотогеничным.



17 мая 2017г.

7 утра. Мы уже стоим у главного входа в нац. парк. Регистрируемся, получаем все необходимые бумажки, знакомимся с гидом и гоу - в гору. До начала тропы (4км) доехали на минивэне парка за 34 гинггита. В эту же сумму входит трансфер обратно после восхождения. Дальше 6 км в гору с набором высоты 1900 метров. Тропа не такая сложная, как в мосси форест, больше похожа на бесконечную лестницу из камней и корней деревьев. Идти тяжело, но весомым подспорьем снова стали трекинговые палки. Каждые 500 метров пути есть беседки для отдыха, где восходителей встречают десятки местных белок. Удержаться и не угостить их оказалось невыполнимой задачей. И когда по мне ползали четыре белки и жевали мои угощения, я радовался, словно ребенок. 

По ходу подъема гид то обгоняла нас, то отставала, в общем, мы шли сами по себе, а она сама по себе. Только улыбались друг другу, изредка встречаясь в пути. Я так понял, что обязательное сопровождение гида - это условность, чтобы обеспечить рабочие места местному населению. По пути мы часто встречали носильщиков грузов, некоторые из них уже спускались налегке из альплагеря, а некоторые, на пути туда, бодро обгоняли нас. Короче, люди на этой горе выносливые, будто роботы. Тащат тяжеленные грузы и не пыхтят. Среди носильщиков много женщин. Мы смотрим на них, одновременно жалеем и восхищаемся ими.



За 5 часов дошли до лоджа. И как только мы перешагнули его порог, начался ливень.

Условия проживания в лодже весьма скромные - общие комнаты на 6 человек с двухъярусными кроватями. Но есть горячая вода))) В 16:30 ужин без каких-либо кулинарных изысков. Оно и понятно, ведь каждый пакетик кофе и литр воды доставляются сюда носильщиками пешком.  Труд, конечно, адский. Сюда несут на себе всё, начиная с еды, заканчивая стройматериалами. 



После ужина нас порадовал великолепный закат с радугой. Повезло, что дождь на это время практически прекратился и позволил сделать несколько фоток.





Время 19:30, дописываю впечатления за день и спать. В 2 ночи выходим к вершине, предстоит мнабрать еще 700 метров высоты и преодолеть 3,5 км. За окном гремит дождь, очень надеюсь, что нам не придется мокнуть под ним во время восхождения.


18 мая 2017г.

2 часа ночи. Сбор в столовой, ранний завтрак и на гору. С вечера я засыпал 2 раза на полчаса, все остальное время проворочался, гоняя в голове разные безтолковые мысли. Вышли на тропу, из света только налобные фонарики. Сначала тропа шла через лес и представляла собой каменные ступени, но чуть позже пришлось идти по голым каменным плитам. Уклон градусов 30, очень скользко, часто приходится идти, вцепившись обеими руками в веревку, которая закреплена на горе. В какой-то момент вышли к стене с уклоном не меньше 50 градусов. Ползти вверх возможно только по веревке, упираясь при этом ногами в скалу. Такие трюки я не выполнял даже в лучшие годы в школе, а у Лиды, и вовсе, перед этой стеной сдали нервы. Но Лида тёртый калач, быстро пришла в себя и поползла наверх. Я ползу чуть впереди неё, честно говоря, страшновато. Спустя 3 часа ходу мы начали видеть вершину. Еще метров 200 по россыпям огромных камней и мы с Лидой стоим на высоте 4095 метров. Перед нами восходит солнце. Я счастлив.





Дальше был семичасовой спуск. Иногда приходилось идти под дождем.



До Кота Кинабалу доехали на маршрутке, которая останавливается у входа в нац. парк. Стоимость 20 ринггит с человека. А дальше по плану пляж! Мы заслужили пару дней отдыха)))

Продолжение следует...